Профориентационная работа
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
это сложный и
ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии
случаю.
Профессию
надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений
(только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все
"за" и "против".
С ЭТОЙ
ЦЕЛЬЮ:
Изучи
глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне
хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего
характера и физических возможностях. Подумай, какие у тебя сильные и слабые
стороны, главные и второстепенные качества.
Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям.
Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию
или группу родственных профессий. Побеседуй с представителями избираемых
Профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с
характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои
силы в этом деле практически — и действуй! Ознакомься с учебными заведениями, в
которых можно получить избранную профессию. Сопоставь свои личные качества и
возможности с характером той профессии, которую ты выбрал. Приняв решение, не
отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
02.02.2019
Профориентация в школе
В современном мире
требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно
растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют
людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности
к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной
ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда
и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это
комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к
определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий,
направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного
пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а
также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к
самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной
частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в
связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим
воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный
процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из
важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества
в целом.
Цель:
·
Формирование у детей готовности к труду.
·
Воспитание качеств, способностей,
свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
·
Профориентационная поддержка школьников
во время выбора профессии.
Задачи :
·
Ведение информационной работы с
учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих
потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы,
дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение,
изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах
школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка
и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения:
программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка
школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с
трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно
с заведениями высшего или среднего профессионального образования
обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень
обучения.
Основные
компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в
целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и
направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический,
медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с
демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся
работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи
и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как
интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических
возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с
требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и
мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов
профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой
профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями
или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное
мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном
компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций
у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Этапы профориентации в
школе
Профориентация в школе, несомненно,
является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря
постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и
возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно
определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях
развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и
родителей.
Для максимальной эффективности
профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который
начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно
сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко
помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к
выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме
ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий,
прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и
интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и
самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и
способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени,
начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на
себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в
детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».
В школьной профориентации целесообразно
выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам
в зависимости от возраста учеников:
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями
через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии,
тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных
классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём
непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности
(игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и
потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить
момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим
подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по
интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические
игры и занятия.
Для получения развёрнутого материала по
возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно
обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу
профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные,
психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и
предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для
себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности,
приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей,
знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Подробное описание профориентационной
работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней
школе, 5-7 классы».
Средняя школа, 8-9
классы
С приближением первого выпускного класса
и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и
экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего
профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит
дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная
диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора
профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие
повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.).
Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё
большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора
профессии.
Школьным психологом, совместно с
учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам
выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей,
здоровья ребёнка и требований профессии.
Окончанию средней школы посвящен
отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность
которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе.
Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для
учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города,
организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию
и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки
дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к
выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Статья «Профориентация старшеклассников,
10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной
работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для
поступления в высшее учебное заведение.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
·
Встречи с интересными людьми,
представителями профессий, представителями высших учебных заведений и
предприятий-работодателей.
·
Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
·
Факультативные занятия, кружки по
интересам, углублённое изучение предметов.
·
Помощь в определении необходимости
дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
·
Анкетирование учащихся.
·
Комплексное профориентационное
сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации,
тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
·
Индивидуальные беседы и консультации для
родителей учеников.
·
Лекции для заинтересованных родителей об
их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
·
Проведение классных и общешкольных
родительских собраний.
·
Анкетирование родителей.
·
Создание инициативной группы родителей,
готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных
людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей
профессии.
·
Привлечение родителей для помощи с
временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
·
Совместно с родителями создавать и вести
кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные,
интеллектуальные).
Организационно-методическая
деятельность
·
Ведение профориентационной работы в
школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной
ориентации школьников.
·
Помощь учителям и сотрудникам школы с
подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно
выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным
критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной
профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор
профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых
требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного
количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии
и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей
профессии
Если ученик проявляет активность в
поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне,
самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности
или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного
выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед
школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной
значимости труда
В процессе школьной профориентационной
работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной
ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой
взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на
качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей
и интересов
Под руководством школьных, опытных
специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и
моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего
карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам
для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к
получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор
профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с
учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора
старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги,
которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана
свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями
результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать
индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на
всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться
возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в
разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для
получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно
способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты
школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной
профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у
учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически
завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований,
предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация
выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.