Литература
Аннотация к рабочей программе по литературному чтению 1 - 4 классы
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Литературное чтение» вводится как обязательный компонент.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 1-4 класс (УМК «Школа России), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин-ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Курс «Литературное чтение» направлен на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Для реализации программного материала используются учебники:
1. Горецкий В.Г. Азбука. Учебник.1 класс. В 2 ч.
2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2ч.
3. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч.
4. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч.
5. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (92 часа – обучение чтению и 40 ч – литературное чтение), по 4 часа 33 учебные недели. Во 2-3 классах по 136 часов, по 4 часа 34 учебные недели в каждом классе. В 4 классе 102 часа, по 3 часа 34 учебные недели.
Аннотация к рабочей программе по литературе (ФГОС) 5-9 классы
Рабочая программа по литературе для 5-9 класса составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего
образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных
в Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам.
Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2014 и учебника для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.
В 2-х частях / М:
Просвещение, 2014.
Программа
детализирует
и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию
обучения,
воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом
Данная
программа представляет собой практический курс литературы для учащихся,
получающих образование
по УМК следующих авторов:
В.Я.Коровина - Литература 5 класс под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева,
В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 6 класс под ред. В.П.Полухиной -
Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 7 класс
под ред. В.Я.Коровиной - Москва
«Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 8 класс
под ред. В.Я.Коровиной,
В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 9 класс под ред. В.Я.Коровиной, И.С.Збарского,
В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2014
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной
социализации и самореализации
личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать
художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного
текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников,
включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Практические задачи литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми
для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов
к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неѐ к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания
произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы
в 5 классе – внимание к книге.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и
проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература
XVIII в. – литература первой
половины XIX в.).
Рабочая программа рассчитана:
- в 5 классе – 105 ч. (3 раза в неделю)
- в 6 классе – 105 ч. (3 раза в
неделю) - в 7 классе – 70 ч. (2 раза
в неделю) - в 8 классе – 70 ч. (2 раза в
неделю
- в 9 классе – 105 ч. (3 раза в неделю)
В Рабочей программе
прописаны личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения литературы, содержание, тематическое
планирование.